Возраст 2 - 3 года - важный и сложный период в развитии ребенка. Для этого возраста актуальной задачей остается развитие и совершенствование речи. При этом важно помнить о том, что это переходный этап, который закончится кризисом 3-х лет. Поэтому сейчас ваша задача усложняется. Нужно научить ребенка не просто реагировать на слова, которые произносит другой человек, но и воспринимать эмоциональную окраску его речи, понимать настроение других людей и выражать через речь свои чувства и эмоции. Для решения этой развивающей задачи вам в первую очередь помогут игры и игрушки, развивающие творческие способности вашего малыша. В этом возрасте ребенок уже осознанно интересуется конструированием, поэтому поддержите его интерес. И не забывайте о необходимости развития сенсорных ощущений, мелкой моторики руки, координации движений.


Мир на кончиках пальцев: сенсорика, мелкая моторика, координация движений


Развитие мелкой моторики остается наиболее важной задачей. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует от него использования точных, скоординированных движений его пальчиков. Это связано с тем, что малыш учится выполнять множество ранее не доступных ему действий: одеваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Поэтому в возрасте 2 - 3 года сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах разных предметов. Накапливая знания об их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве, ребенок получает не только полезные навыки, но и бесценные знания об окружающем мире. Так сенсорное развитие становится основой развития интеллекта.

При правильном сенсорном развитии к концу года ребенок сможет:
-    выполнять руками самые разнообразные действия (открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать и разбирать на части и т.д.);
-    понимать устройство и назначение предмета и соответственно его использовать (извлекать звуки из звуковых игрушек, пользоваться движущимися игрушками и т.д.);
-    подбирать предметы по форме, цвету, размеру.

Монтессори-игры: развитие умственных способностей, логики, мышления

Чтобы ваш ребенок в будущем был готов к систематическому обучению, нужно уже сейчас развивать его интерес к получению новых знаний и опыта. Поэтому главная задача игрушек этого направления - активизировать познавательный интерес малыша.

Не забывайте, что формирование элементарных математических представлений требует последовательности, поэтому точно соблюдайте очередность введения игрушек.

К концу года ребенок может:
-    различать красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый цвета;
-    узнавать и различать по форме шар и куб;
-    выделять и называть важные признаки предметов (их цвет, форма, величина);
-    создавать группы предметов на основе признаков, условно определять их количество и сравнивать (один - много, много -мало);
-    показывать и называть части и целое.

Мир, созданный тобой: конструирование и моделирование

В возрасте 2 - 3 лет ребенок начинает работать с конструкторами осознанно и в соответствии с собственным
замыслом, но ему все еще необходима помощь взрослого. Ваша задача - учить ребенка самостоятельно сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание что-то строить и собирать самостоятельно.

Играя с конструкторами, к концу года ребенок научится:

-    знать и правильно использовать разнообразные строительные детали (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр и др.);
-    по-разному располагать строительные формы на плоскости;
-    использовать самостоятельно сделанные постройки для сюжетно-ролевых игр;
-    подбирать для этих игр дополнительные сюжетные игрушки в соответствии с размерами построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д.);
-    обращаться с самыми простыми пластмассовыми и мягкими конструкторами.

Мир красоты и воображения: рисование, лепка, музыка

В 2 - 3 года ребенок впервые начинает испытывать осознанный интерес к действиям с карандашами, фломастерами, красками, пластилином. В этом возрасте ребенок пока еще не умеет изображать конкретный предмет, часто сначала рисует, а потом находит соответствие рисунка с реальным предметом. Его рисунки и творческие работы отражают настроение, эмоции и желания. Этот процесс очень важен для развития личности ребенка, а умение передать в рисунке свои эмоции поможет вашему малышу наименее болезненно пережить первый возрастной кризис. Чтобы малыш мог творить и свободно говорить с окружающим миром на языке творчества, помогите ему получить необходимые знания и опыт работы с различными материалами для творчества. Помогите ему понять, что карандашами, фломастерами, красками рисуют, а из теста и пластилина лепят. А прослушивание музыки и игра на доступных музыкальных инструментах развивают слух и эмоциональную сферу.

Регулярно занимаясь творчеством, к концу года ребенок сможет:
-    правильно использовать краски, карандаш, фломастер, кисть;
-    видеть и называть сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с реальными предметами;
-    работать с тестом и пластилином, владеть основными приемами лепки (раскатывать, разминать, отщипывать и соединять детали, лепить несложные детали: колбаски, баранки, лепешечки, шарики);
-    делать аппликации из готовых деталей;
-    различать характер музыки, ритмично подыгрывать на простейших музыкальных инструментах.

 

На предыдущую страницу.