Возраст 4 - 5 лет - наиболее важный этап в формировании систематических знаний. Малыш уже обладает базовыми знаниями об окружающем мире, поэтому теперь для него важно не столько получать конкретную информацию, сколько проникать в суть процессов. Уделите особое внимание формированию элементарных математических представлений, помогите малышу понять причинно-следственные связи, формируйте его пространственное и образное мышление. Кроме того, именно в этом возрасте закладываются основы правильной, красивой речи, интереса к образному слову. А повышенный интерес к конструированию и моделированию помогает закрепить полученные знания.


Мир интеллекта: развитие умственных способностей, логики, мышления, памяти


Игра является самым важным видом деятельности в дошкольном возрасте. Играя, малыш познает мир и приобретает необходимые знания, умения и навыки. И математические представления также лучше формировать и развивать в игровых ситуациях и упражнениях.

К концу года ребенок может:
-    развить и углубить представления об известных геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике;
-    получить представления об объемных геометрических фигурах - шаре, кубе, цилиндре и т.д.;
-    научиться зрительно и осязательно анализировать предметы и их положение в пространстве (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.);
-    закрепить умение сравнивать два предмета по величине, длине, ширине, высоте;
-    научить сравнивать два предмета по толщине;
-    отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине;
-    получить представление о том, что множество («много») может состоять из предметов разного цвета, размера, формы;
-    научиться уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет;
-    развить умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз);
-    считать в пределах 5.

Настольные игры: развитие мелкой моторики и координации движений

В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать связь «глаз-рука». Сенсомоторное воспитание в этот период подразумевает совершенствование органов чувств, восприятия, систематизацию представлений об окружающем мире. Кроме того, это отличный способ для распознавания творческих способностей ребенка.

Играя в настольные игры, к концу года ребенок сможет:
-    соотносить и подбирать предметы по форме, цвету, размеру;
-    научиться работать обеими руками несинхронно;
-    укрепить пальцы и всю кисть руки, что очень важно для последующего формирования навыка письма;
-    выполнять сложносогласованные движения - попадать в цель, набрасывать и т.д.


Мир красоты и воображения: рисование, лепка, музыка

В этом возрасте ребенок подходит к творчеству, как к процессу созидания, поэтому испытывает всю гамму чувств и эмоций - от радости до разочарования. Ребенок уже может представить, что он хочет сотворить, и для него очень важен конечный результат. Именно поэтому искусство позволяет ребенку изучать и познавать собственный мир, особенности своего «Я».

Занимаясь творчеством, к концу года ребенок сможет:
-    правильно пользоваться всеми основными материалами для рисования;
-    аккуратно закрашивать рисунок внутри контура карандашами и красками;
-    изображать отдельные предметы и несложные сюжеты;
-    владеть дизайнерским приемом украшения готовых предметов росписью, лепными деталями, аппликацией;
-    лепить множество разных предметов и игрушек, объединять их в композиции;
-    делать аппликации, состоящие из нескольких частей, вырезать и наклеивать отдельные детали в определенной логической последовательности;
-    понимать характер и жанр музыки, играть на простейших музыкальных инструментах.

Мир, созданный тобой: конструирование и сюжетно-ролевые игры

Мир конструкторов - мир обширных возможностей. Во-первых, сборка различных деталей в единое целое развивает у детей творческое мышление, фантазию, воображение, благотворно влияет на сенсомоторный интеллект. А во-вторых, конструирование помогает ребенку познать окружающий мир через игру, да еще такую интересную и веселую! Создавая новые необычные вещи, моделируя оригинальные строения, придумывая новые миры и героев, отправляясь в удивительные путешествия, дети максимально используют свое умение фантазировать!

К концу года ребенок сможет:
-    использовать самые разные строительные детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
-    научиться изменять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный взрослым принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»);
-    использовать детали разного цвета и формы для создания и украшения построек;
-    научиться обыгрывать постройки и использовать в сюжетно-ролевых играх.
-    активно работать с конструкторами с болтовым соединением.
-    организовывать режиссерскую игру - придумывать, планировать и развивать сюжет в сюжетно-ролевой игре

 

На предыдущую страницу.