Возраст 5 - 6 лет - оптимальный возраст для того, чтобы начать готовить малыша к обучению в школе. Поэтому в этот момент очень важно поддержать познавательный интерес ребенка, показать ему все многообразие мира, познакомить его с основами разных наук и самыми интересными видами деятельности. Для малыша очень важно понять, что иногда важно действовать не так, как ему хочется, а следуя определенным правилам. Поэтому в этом возрасте на первое место выходят игры с четко определенными правилами, разнообразные настольные игры. Выбирайте в первую очередь те игры, которые будут тренировать память, внимание, восприятие, логическое мышление и другие качества - все это пригодится ребенку в будущем. А также игры должны воспитывать и развивать волевую сферу, умение планировать действия, предвидеть их конечный результат и получать удовольствие от правильно выполненного игрового задания.


Учимся читать и писать: развитие речи, формирование навыков письма и чтения


В этом возрасте крайне важно поощрять желание ребенка говорить правильно, связно, целыми предложениями, постоянно пополнять его словарный запас. Учите малыша не только говорить, но и слушать, понимать интонацию, эмоциональную окраску обращенной к нему речи, выделять главные мысли в речи или тексте. Не забывайте о творческом аспекте развития. Именно сейчас ребенку интересно придумывать и сочинять самому. Дайте ему такую возможность. Вам в этом помогут самые разные сюжетные картины, карточки, незаконченные рассказы, настольные театры и многое другое. Параллельно с развитием речи ребенка начните формировать у дошкольника навыки письма, учите ребенка читать.

К концу года ребенок сможет:
-    правильно использовать абсолютное большинство речевых звуков;
-    интонационно правильно строить и правильно задавать вопросы;
-    самостоятельно составлять рассказы из своего повседневного опыта;
-    придумывать истории по серии картинок;
-    знать алфавит и иметь элементарные навыки чтения;
-    правильно держать ручку, формировать элементарные графические навыки, писать печатные буквы.

 

Настольные игры: развитие мелкой моторики и координации движений

В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать умение играть, придумывая, обсуждая и соблюдая правила. Кроме того, это отличный способ для развития творческих способностей ребенка.

Играя в настольные игры, к концу года ребенок сможет:
-    развить сенсомоторный интеллект, выполнить сложносогласованные движения, установить равновесие;
-    укрепить пальцы и всю кисть руки;
-    играть по правилам, правильно выигрывать и проигрывать.

Мир интеллекта: развитие умственных способностей, логики, мышления, памяти

В системе раннего развития отводится важное место обучению дошкольников основам математики. Эти знания актуальны потому, что развитие элементарных математических представлений формирует и развивает такие важные для обучения психические процессы, как память, логика, мышление, воображение, без которых невозможен творческий и осознанный процесс получения знаний.

К концу года ребенок может:
-    различать и называть различия разных геометрических фигур;
-    создавать группы предметов из качественно разных элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);
-    устанавливать соотношения между целым и каждой его частью;
-    считать до 10, понимать на наглядной основе состав числа в пределах 10;
-    сравнивать и систематизировать предметы по величине;
-    развивать чувство времени, понимать «вчера», «сегодня», «завтра» и знать дни недели;
-    свободно ориентироваться на плоскости (слева - справа, вверху -внизу, в середине, в углу, между, рядом).


Мир красоты и воображения: рисование, лепка, музыка

Чем старше становится ребенок, тем больше его возможности в творчестве. Поэтому его стремление и интерес к творчеству надо постоянно поддерживать, а творческие способности - развивать. Дайте ему возможность не просто рисовать или лепить, а создавать настоящие творческие объекты. Кроме того, для ребенка в возрасте 5 -6 лет очень актуальна проблема социализации, ему нужно чувствовать себя полноценным членом общества. Наилучший способ для малыша почувствовать свою значимость - подарить близким людям подарки, сделанные своими руками.

Занимаясь творчеством, к концу года ребенок сможет:
-    передавать образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений через рисунок, скульптуру, поделки из бумаги, дерева, пластика и других материалов;
-    отражать в творческих работах сюжет знакомых сказок, рассказов, стихотворений;
-    использовать различные изобразительные материалы: цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангину, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.д.;
-    лепить из различных материалов: теста, пластилина и пластической массы в соответствии с особенностями материала;
-    передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении;
-    при создании аппликации разрезать бумагу, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, создавать из этих геометрических фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Мир, созданный тобой: конструирование и сюжетно-ролевые игры


Конструирование - один из самых интересных и привлекательных для ребенка видов деятельности. Его притягательность для ребенка объясняется возможностью не только моделировать окружающее пространство и создавать свои собственные миры, но и возможностью постоянно развивать и совершенствовать свои знания об устройстве предметов, объектов, связях между целым и его частями. Для 5 - 6 лет конструирование важно, прежде всего, для развития у ребенка образного и наглядно-схематического мышления, формирования у него пространственного мышления и представлений о целостности предмета. Так малыш, создавая конструкцию, моделируя какой-либо реальный предмет, начинает совершенно иначе воспринимать его.

Играя с конструкторами, к концу года ребенок сможет:
-    моделировать и создавать постройки по образу и подобию тех, что они видят в окружающей жизни, самостоятельно планировать этапы создания собственной постройки, находить новые конструктивные решения;
-    создавать постройки из разнообразного материала на основе рисунка, схемы или плана;
-    работать с пластмассовыми и железными болтовыми конструкторами;
-    понять и освоить навык строительства зданий и сооружений из кирпичей;
-    строить сложные конструкции;
-    использовать конструкторы в сюжетно-ролевой игре;
-    придумывать, планировать и развивать сюжет в сюжетно-ролевой игре. Развивать характеры героев игры, изображать различные профессии и занятия

 

На предыдущую страницу.